Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

«Я работаю с моими собаками, чтобы жить с ними счастливо» — интервью со слушательницей

20.10.2022

Слушательница курса по кинологии Ирина Королева — о работе с охотничьими собаками, образовании охотоведа и полевых испытаниях.

Ирина Королева живет в Санкт-Петербурге и более 10 лет занимается со своими охотничьими собаками: воспитывает, обучает, готовит к испытаниям и получает награды. По специальности Ирина детский педагог-психолог, также училась на охотоведа. Сейчас она проходит курс по кинологии в нашей Академии. Мы поговорили с Ириной о ее опыте работы с собаками, полевых испытаниях, о трудностях и о том, как с ними справляться.

Расскажите, пожалуйста, о своем образовании охотоведа и предыдущем опыте.

— Я окончила Лисинский лесной колледж по специальности «Охотоведение и звероводство» и написала диплом по натаске русского охотничьего спаниеля. В колледж я пошла вслед за мужем, который очень хотел получить специальность охотоведа. Он давно занимается охотой, это наше совместное хобби.

Диплом я писала на личном опыте: на тот момент у меня уже была собака — русский спаниель Игра. Когда ей исполнилось 4,5 года, я задумалась о том, чтобы вывести собаку в племенной класс и получить от нее потомство. А для этого нужно проверять рабочие качества спаниеля на испытаниях, так что встал вопрос подготовки к ним.

Муж Ирины с русским спаниелем Игрой. Работа в Карелии

Какими были ваши первые испытания?

— Чтобы написать диплом и в дальнейшем работать со своей собакой, я поехала на настоящие испытания секции английских спаниелей по утке. Экспертом был Владимир Иванович Трусов — руководитель секции английских спаниелей при ЛООиР (Ленинградском обществе охотников и рыболовов). Первые испытания дали мне столько материала для работы с собакой, что уже через 1,5 года мы получили первый диплом по утке. А к 7-летнему возрасту собака вышла в первый племенной класс. Моя спаниель Игра работает по всем видам птицы.

 

Ирина Королева и Игра: первый диплом на испытаниях по утке

И, конечно, в обучении это мне тоже очень помогло. Я окончила колледж с красным дипломом и надеюсь, что материал моей выпускной работы окажется полезен для нынешних студентов.

Лисинский Лесной Колледж, выпуск 2018 года

Как вы пришли к тому, чтобы завести собак и работать с ними? Сколько животных у вас сейчас?

— В детстве, до 15 лет, у меня был эрдельтерьер, и еще тогда я поняла, что собаки — лучшие существа на свете. Потом я уехала из родительского дома учиться и долгое время не могла себе позволить завести животных. И только в 2012 году у меня наконец-то появились собаки — сейчас их четверо. У нас с мужем два русских охотничьих спаниеля Игра и Белла, карело-финская лайка Лора и чихуахуа Лайма для души.

Русский спаниель Игра

Ирина и Белла

Чихуахуа Лайма 

Особенная наша гордость — потомство карело-финской лайки. Например, сын Лоры Карай тоже в первом племенном классе, как и она сама, и работает по всем крупным видам дичи (лось, медведь, кабан). Дочь Альфа сейчас живет в Нижегородской области, и о ней и ее работах снимает ролики для своего канала «Охотоведение» Максим Чирков — он учился с нами в Лисинском Лесном колледже. А недавно Лора и ее дочка Аврора получили дипломы по вольной белке.

Потомство Лоры на Всероссийской выставке в июне 2022 года в Валдае: Арго, Аврора и Альфа. Арго — с медалью первого по экстерьеру в ринге

Щенки из первого помета карело-финской лайки Лоры — Каюр и Карай

Вы рассказывали, что на момент обучения в колледже у вас уже была Игра, и с ней вы ездили на первые испытания. А Белла появилась позже? 

— Когда моя старшая спаниель Игра выросла (сейчас ей уже почти 10 лет), мы перестали участвовать в испытаниях и плотно работать с собакой в поле. Попытались свести ее с кобелем, чтобы получить потомство, но ничего не вышло. Мне стало скучно, ведь я уже не могу жить без испытаний, полевой работы и своих друзей, с которыми мы вместе тренируемся в секциях русских и английских спаниелей. Тогда я решила, что хочу еще собаку, и привезла из Москвы племенного щенка спаниеля. Так у меня появилась Белла, которой сейчас всего 9 месяцев. 

Работа с собаками стала вашей профессией или пока это увлечение? 

— Это мое хобби, но очень серьезное, без которого я уже не могу жить. Кто-то ходит в рестораны или кино, а у меня есть совершенно сложившаяся сфера моего увлечения. И именно этому я готова посвящать практически все свое время.

Какие есть особенности в работе с охотничьими собаками? 

— Подготовка охотничьих собак имеет свою специфику и очень отличается от общей дрессировки, защитной службы или службы поиска. Охотничья собака далеко не всегда должна подчиняться законам дрессировки по ОКД.

Тренировки проходят в полевых условиях — например, в лесу. Причем нужно учитывать особенности породы. Те же лайки — собаки-партнеры, и часто они принимают решения самостоятельно и действуют в паре с охотником. Спаниели — более податливая для дрессировки порода, к тому же на испытаниях к ним предъявляются более строгие требования, чем к лайкам. Но у любой собаки надо стараться не задавить охотничьи качества дрессировкой. 

Почему вы решили пойти на курс кинологии? 

— В какой-то момент мне стало интересно изучить, что сейчас входит в курс общей дрессировки, чем живет сфера кинологии и насколько это можно применить в натаске охотничьих собак. Потому что, как я уже говорила, общая дрессировка — это одно, а с охотничьей собакой проводится совершенно другая работа. Чтобы овладеть всеми методами, я пошла учиться на курс кинологии. Плюс я поняла, что в работе мне иногда не хватает теории: знания анатомии, физиологии собак, зоопсихологии.

А главная причина, по которой я пошла учиться именно сейчас, — моя вторая собака Белла. Я хочу максимально рано начать заниматься с ней, чтобы Белла была еще выше классом, еще лучше работала и была еще успешнее, чем Игра. У нее для этого есть все генетические и племенные задатки.

Русский спаниель Ирины — Белла

Что, по вашему мнению, самое сложное в работе с собаками?

— Мне кажется, самое сложное — это то, что собаки не могут сказать, понимают ли они тебя, не болит ли у них что-то. Поэтому собак нужно чувствовать. А как педагог-психолог, я могу добавить, что главное — не навредить. Это важно в работе и с детьми, и с животными. Потому что каждая собака уникальна, у каждой — свой характер. Я всегда говорю, что собаки отличаются от людей только тем, что не ходят на двух ногах и не владеют речью. А чувства, душа, ум и психика у них очень развиты, и самое трудное — найти подход к каждой собаке, чтобы максимально раскрыть ее способности и сделать вашу совместную жизнь наиболее счастливой. 

Узнали ли вы что-то новое и полезное на курсе, учитывая, что уже учились по смежной специальности и имеете опыт? 

— Обучение на курсе оказалось для меня очень полезным, и, кстати, оно мало пересекается с моим предыдущим образованием. Кроме основной программы курса мне интересно слушать вебинары — например, я почерпнула из них многое про кормление собак и про взаимодействие с ними. Программу по части дрессировки я оцениваю со своей точки зрения, потому что не все могу применить к моим охотничьим собакам, а учусь я именно для занятий с ними. 

Я понимаю, что у нас особенные потребности, и далеко не все качества в собаках я буду прорабатывать по общему курсу дрессировки. Мне нужна не затренированная и абсолютно послушная собака, а такая, которая выйдет со мной в поле и начнет работать, как охотничья. Поэтому все знания на курсе я беру в копилку, мне все интересно, но, тем не менее, я это перерабатываю и стараюсь сортировать. Что-то применяю, а что-то просто имею в виду, как возможный метод работы. 

Поделитесь, пожалуйста, вашими планами. Чем бы вы хотели заниматься после курса? 

— Уже в достаточно взрослом возрасте (мне 51 год) я пришла к мысли, что хочу больше реализовываться в психологической работе с детьми и в кинологической работе с животными. Мне кажется, это достаточно близкие друг другу сферы, и это именно то, что мне сейчас нравится.

Недавно я поменяла работу и все сделала для того, чтобы в моей жизни как можно больше времени было посвящено именно собакам, а рабочая деятельность доставляла минимум хлопот. Сейчас моя цель — подготовить Беллу к первым испытаниям спаниелей в следующем году. Ей идет девятый месяц, и пока мы просто занимаемся с ней послушанием, подачей, взаимодействием — тем, что к любым испытаниям должно быть четко проработано.

Можете ли вы поделиться интересными историями из вашего опыта, связанными с собаками? 

— Историй наберется, наверное, на целый вебинар: чего только ни бывает на испытаниях и в обучении. Можно бесконечно вспоминать, как идешь по болоту в кедах, привязанных к ногам, вся мокрая, уставшая, но абсолютно счастливая, потому что твоя собака работает правильно и делает все, как надо. 

Например, могу рассказать про последние испытания Игры по коростелю. Это было очень волнительно, потому что перед нами собак снимали с испытания одну за другой за угонку — преследование улетающей птицы. И вот наша очередь. Мы вышли в поле, и уже через 10 минут моя Груша подняла на крыло дупеля, а потом еще одного. Но испытания по коростелю, работать надо с ним, а это очень сложная птица. Коростели не любят подниматься на крыло: они долго убегают от собаки по земле, запутывают след, но не взлетают. А самое важное на испытаниях спаниелей — чтобы собака именно подняла птицу и остановилась, не бежала за ней больше 10 метров. 

И вот Груша все-таки нашла коростеля, тихо к нему подкралась и сама, без моей команды, встала в стойку — даже лапу подняла. Так должны делать легавые собаки, но не спаниели, поэтому получилось удивительно. Игра подошла очень близко к птице, спугнула коростеля, и он взлетел! Экспертам это очень понравилось.

Но бывают и неудачи, что тоже нормально. Однажды мы ездили на испытания по гаршнепу, и на них я поняла, как сильно иногда все зависит от жеребьевки. Перед нами выступали английские спрингер-спаниели, которые работают совершенно другим способом, нежели русские и английские спаниели. Говорят, что там, где прошел английский спрингер-спаниель, русским спаниелям делать нечего, и это правда. В тот раз мы уехали без диплома. Но, тем не менее, моя собака показала, насколько слаженно мы с ней работаем в паре, как она меня слушает и находится со мной в постоянном контакте. Эксперты всегда отмечают такие моменты. 

Лайки тоже работают интересно. У наших друзей-охотников и владельцев охотничьих собак море историй про то, как лайки загоняют лосей или даже выгоняют медведей в Карелии навстречу хозяину: «Смотри, какую прекрасную дичь я тебе нашла!». А хозяин не знает, куда от этого медведя деться. В общем, случаев столько, что можно часа три рассказывать об этом. 

Как вы думаете, можно ли избежать ошибок на старте работы с собаками? 

— Без ошибок, к сожалению, невозможно: кто не ошибается, тот ничего не делает. Я хочу рассказать о Дебби — моей нереализованной мечте. 1,5 года назад, до Беллы, я уже брала второго спаниеля. Дебби была с хорошей родословной, но характер у нее был более напористый и сложный. Она никого не слушала, работать с ней было трудно, и я не справилась. Из-за того, что я не успела научить Дебби четкому исполнению команд, случилось несчастье. 

Однажды мы гуляли в лесу с мужем и собаками. Выходили на дорогу к даче, приготовили поводки и ждали, пока собаки нас догонят. И тут откуда ни возьмись — машина на большой скорости. Мы с мужем бросились ей наперерез, а на лесном валу уже появились наша карело-финская лайка и спаниель Дебби. Мы стали кричать команду «Стой!», но рядом шел поезд, и нас было не слышно. Лайка более опытная и взрослая: она увидела, что мы что-то кричим, и остановилась. А спаниель не послушалась и прыгнула прямо под колеса. Мы ничего не успели сделать — собака погибла. Конечно, я долго была безутешна. Когда погибает 7,5-месячный щенок, которого ты взяла специально для работы и уже успела очень много сделать — это большая трагедия.

Дебби

А 10 лет назад, еще до моих охотничьих собак, нам подарили щенка чихуахуа. И с ней случилась такая же беда. Во время вечерней прогулки она попала под колеса такси буквально в метре от меня: водитель пропустил нас с мужем и его лайкой, а маленькую черную собачку не заметил. И это тоже ошибка, я долго не могла с этим смириться. 

Спустя какое-то время муж подарил мне русского спаниеля — мою Игру, Грушеньку, с которой мы очень много работали и много сделали. А потом я все-таки снова взяла чихуахуа — Лайму. С ней я сразу стала обращаться, как с хрустальной вазочкой, к тому же и характер у нее оказался замечательный. 

Поэтому хочу сказать, что ошибки бывают у всех. Но важно понимать, что любая ошибка — это возможность для развития в профессии или вашем хобби. Ни в коем случае нельзя останавливаться! Пережив страшные события с моими собаками, я поняла, что буду внимательнее относиться и к выбору щенка, и к скорости обучения. Сделала выводы и стала работать дальше. 

А как вы справляетесь с ежедневными трудностями в работе? 

— Для меня важно, например, чувствовать настроение собаки. Где-то стараться не перегибать палку в дрессировке, а где-то наоборот быть построже.  Потому что в работе с собакой постоянно все меняется! Невозможно предсказать, что будет через 3 минуты, каждый день начинается с чистого листа. И даже если собака уже пожилая, все равно ежедневно происходит что-то новое.

А главное, как мне кажется, — сохранять позитив и помнить, что рядом с тобой существо, для которого ты — целый мир, вся его любовь. Такое доверие к человеку ни в коем случае нельзя предать. Всегда важно помнить об этом и стараться сделать маленькую жизнь собаки счастливой. А она в ответ даст вам столько счастья, сколько захотите. Потому что собаки отдают все свои эмоции, свою любовь и свои усилия, ничего себе не оставляют. Они все делают только ради человека. 

Какой совет вы бы дали тем, кто еще только задумывается о работе с собаками и вообще с животными?

— Мне всегда хочется дать такой совет: признайте, что собака — это не так просто. Это не какой-то цирковой предмет, а живое существо. Причем собаки психически остаются детьми и во взрослом, и в пожилом возрасте. И важно понимать, что для собаки человек — единственный ее интерес и единственное приложение всех ее качеств. 

Все возможно, когда вы действительно хотите собаку и она нужна вам. Поэтому прежде чем взять щенка, спросите себя: «Зачем мне это? Хватит ли у меня терпения и сил? Есть ли у меня такое горячее желание заниматься с собакой?». Причем заниматься не ради кубков, наград и престижа! Про себя я могу сказать, что работаю с собаками, чтобы жить с ними счастливо.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)